Дифференциальный диагноз гепатит в и иерсиниоз

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Лечебный факультет

Кафедра инфекционных болезней с курсом эпидемиологии

и


общей гигиены

Методическая разработка

по проведению практических занятий

для студентов 6 курса

По учебной дисциплине: «Инфекционные болезни».

ИНДЕКС: ОПД Ф. 04.

Для специальности: 060101.65 «Лечебное дело».

Подготовил:

доцент кафедры, к.м.н. Чухлебо Д.М.

Обсуждено на заседании ЦМК

«3» июня 2009 г.

Протокол № 11__________

Тема № 1. Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом желтухи (вирусные гепатиты, лептоспирозы, кишечный иерсиниоз, псевдотуберкулез, инфекционный мононуклеоз, описторхоз, малярия, механические желтухи).

Форма организации учебного процесса — практическое занятие

Значение темы: заболевания протекающие с нарушением пигментного обмена регистрируются постоянно, но в последние годы отмечается рост хронических гепатитов и циррозов печени вирусной этиологии. В своей повседневной практической деятельности врач общей практики часто встречается с пациентами с синдромом желтухи. Этот синдром может быть обусловлен наличием инфекционной патологии – острые и хронические вирусные гепатиты, лептоспироз, псевдотуберкулез, иерсиниозы, инфекционный мононуклеоз, малярия, описторхоз, терапевтической — хронические гепатиты и циррозы печени, хронический холангит, холецистит, панкреатит, заболевания протекающие с гемолизом эритроцитов, хирургической патологией — обтурационные (механические) желтухи ( ЖКБ, опухоли гепатопанкреатодуоденальной зоны).

Знание данной темы позволяет участковому терапевту, врачу скорой помощи, провести дифференциальную диагностику на догоспитальном этапе, определить дальнейшую тактику ведения пациентов.

Цель занятия: на основании знаний клиники, лабораторной диагностики, лечения заболеваний протекающих с синдромом желтухи, уметь проводить дифференциальную диагностику этих заболеваний, составлять план обследования и лечения.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. Лабораторные тесты.

Самостоятельная работа студентов, перечень обязательных знаний:

А) студент должен знать:

1. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение – вирусных гепатитов.

2. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение – лептоспироза.

3. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение — описторхоза.

4. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение – псевдотуберкулеза.

5. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение –инфекционного мононуклеоза.

6. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение – малярии.

7. Клинические проявления и диагностика обтурационных желтух ( ЖКБ, новообразования гепатопанкреатодуоденальной зоны).

8. Клиника, лабораторная диагностика наследственных гипербилирубинемий (синдромы Жильбера, Ротора, Криглера-Наджара, Дабина-Джонсона).

9. Параклинические методы обследования заболеваний гепатопанкреатодуоденальной зоны.

Б) студент должен уметь:

Провести дифференциальную диагностику заболеваний с синдромом желтухи, составить план обследования пациента с синдромом желтухи.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Механизмы развития холестаза.

2. Механизм развития гемолиза.

3. Перечислить заболевания, протекающие с гемолитической желтухой.

4. Клинические проявления гемолитической желтухи.

5. Лабораторные данные, свидетельствующие о наличии гемолитической желтухи.

6. Перечень заболеваний, протекающих с синдромом холестаза.

7. Клинические проявления холестаза.

8. Лабораторные данные, свидетельствующие о холестазе.

9. Ранняя диагностика вирусных гепатитов.

10. Клинические и патогенетические синдромы в разгар вирусных гепатитов.

11. Клинические и лабораторные проявления острой фазы описторхоза.

12. Клинические и лабораторные проявления лептоспироза.

13. Клинико-лабораторная характеристика инфекционного мононуклеоза.

14. Клинико-лабораторная характеристика иерсиниоза, псевдотуберкулеза.

15. Клинико-лабораторные проявления ЖКБ.

16.Клинико-лабораторные данные при новообразованиях гепатопанкреатодуоденальной зоны.

17.Клинико-лабораторная характеристика наследственных гипербилирубинемий: синдромы Жильбера, Ротора, Криглера-Наджара, Дабина-Джонсона.

Тема № 2. Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом диареи (шигеллезы, сальмонеллезы, пищевые токсикоинфекции, холера, вирусные диареи, протозойные инвазии, неспецифический язвенный колит, новообразования кишечника).

Форма организации учебного процесса — практическое занятие

Значение темы: Болезни, протекающие с синдромом диареи, по частоте регистрации уступают только ОРЗ. В своей повседневной практической деятельности участковому врачу, врачу скорой помощи зачастую приходится встречаться с пациентами с диарейным синдромом, проводить дифференциальную диагностику, определять дальнейшую тактику в отношении этих пациентов..

Знание данной темы позволяет врачу общей практики своевременно заподозрить инфекционное заболевание, провести дифференциальную диагностику, определить тактику в отношении данных пациентов.

Цель занятия: на основании знаний клиники, лабораторной диагностики, лечения заболеваний, протекающих с диарейным синдромом, уметь проводить дифференциальную диагностику, проводить неотложные диагностические и противоэпидемические мероприятия.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. Лабораторные тесты.

Самостоятельная работа студентов.

А) студент должен знать:

  1. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение дизентерии.
  2. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение сальмонеллеза.
  3. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение холеры.
  4. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение ПТИ.
  5. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение иерсинеоза.
  6. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение амебиаза.
  7. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение ботулизма.
  8. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение вирусных диарей.
  9. Клиника, лабораторная диагностика дисбактериозов.
  10. Клинические проявления неспецифического язвенного колита.
  11. Клинические проявления новообразований кишечника.
  12. Параклинические методы обследования ЖКТ, показания к ректороманоскопии.

Б) студент должен уметь:

На основании знаний клиники, лабораторной диагностики, уметь проводить дифференциальную диагностику заболеваний, протекающих с ведущим диарейным синдромом. Составить план обследования и лечения пациента с диарейным синдромом.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Перечислить заболевания, протекающие с диарейным синдромом.
  2. Клинико-эпидемиологические критерии сальмонеллеза, лабораторные методы подтверждения, критерии постановки диагноза.
  3. Клинико-эпидемиологические критерии острой дизентерии, характеристика колитического синдрома.
  4. Критерии постановки диагноза острой дизентерии, лабораторная диагностика острой дизентерии.
  5. Клинико-лабораторные признаки хронической дизентерии.
  6. Критерии постановки диагноза пищевых токсикоинфекций.
  7. Клинико-эпидемиологическая характеристика холеры, лабораторная диагностика.
  8. Тактика врача при подозрении на ООИ.
  9. Клинико-лабораторная характеристика амебиаза.
  10. Клинико-эпидемиологическая характеристика иерсиниоза, лабораторная диагностика.
  11. Клинико-эпидемиологическая характеристика ботулизма.
  12. Клинико-эпидемиологическая характеристика вирусных диарей.
  13. Клиника неспецифического язвенного колита.
  14. Клиническая картина новообразований кишечника.
  15. Параклинические методы обследования ЖКТ, показания к ректороманоскопии.
  16. Лечение заболеваний протекающих с диарейным синдромом.

Тема № 3. Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом интоксикации – длительной лихорадкой (тифо-паратифозные инфекции, сыпной тиф, малярия, геморрагические лихорадки, острый бруцеллез, сепсис, псевдотуберкулез, острая фаза описторхоза, грипп, паранеопластические заболевания, диффузные заболевания соединительной ткани).

Форма организации учебного процесса — практическое занятие.

Значение темы: инфекционные заболевания с ведущим синдромом интоксикации с длительной лихорадкой регистрируются постоянно. Например, помимо завозных случаев малярии, стали встречаться и местные случаи. Тифо – паратифозные заболевания встречаются благодаря наличию здоровых бактерионосителей, нарушению санитарно – гигиенических норм. Гипертермия может быть ранним симптомом таких заболеваний, как острая фаза описторхоза, псевдотуберкулез, лептоспироз и др. Помимо инфекционных заболеваний, синдром интоксикации с лихорадкой может иметь место в клинике диффузных заболеваний соединительной ткани, неопластических процессов. Знание данной темы позволит врачу общей практики ( терапевту, врачу скорой помощи) провести дифференциальную диагностику на догоспитальном этапе, определить дальнейшую тактику в отношении пациента.

Цель занятия: на основании знаний клиники, лабораторной диагностики, лечения заболеваний с синдромом интоксикации с длительной лихорадкой, уметь проводить раннюю и дифференциальную диагностику этих заболеваний, составлять план обследования и лечения.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. лабораторные тесты.

Самостоятельная работа студентов.

А) студент должен знать:

  1. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение – тифо-паратифозных заболеваний.
  2. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение сыпного тифа.
  3. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение малярии.
  4. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение бруцеллеза.
  5. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение иерсиниозов.
  6. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение – гриппа.
  7. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение острой фазы описторхоза.
  8. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение геморрагических лихорадок.
  9. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение сепсиса.
  10. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение лептоспироза.
  11. Клинические проявления, лабораторная диагностика паранеопластических процессов.
  12. Клинические проявления диффузных заболеваний соединительной ткани.

Б) студент должен уметь:

На основании знаний клиники, лабораторной диагностики, эпидемиологического анамнеза, уметь проводить дифференциальную диагностику заболеваний, протекающих с синдромом интоксикации, уметь составить план обследования длительно лихорадящих пациентов.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Перечислить заболевания, протекающие с синдромом интоксикации с длительной лихорадкой.
  2. Характеристика синдрома интоксикации при брюшном тифе.
  3. Критерии постановки диагноза, лабораторная диагностика брюшного тифа.
  4. Характеристика синдрома интоксикации при сыпном тифе.
  5. Лабораторная диагностика сыпного тифа.
  6. Характеристика синдрома интоксикации при малярии.
  7. Лабораторная диагностика малярии.
  8. Характеристика синдрома интоксикации при бруцеллезе.
  9. Лабораторная диагностика бруцеллеза.
  10. Клинико – эпидемиологическая характеристика острой фазы описторхоза.
  11. Клинико – эпидемиологическая характеристика, лабораторная диагностика гриппа.
  12. Клинико – эпидемиологическая характеристика, лабораторная диагностика псевдотуберкулеза.
  13. Клиническая характеристика, лабораторная диагностика сепсиса.
  14. Клинические проявления диффузных заболеваний соединительной ткани.
  15. Клинические проявления неопластических заболеваний.
  16. План обследования длительно лихорадящего больного.

Занятие № 4.Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с менингеальным синдромом (менингиты различной этиологии, клещевой энцефалит, Лайм-боррелиоз, энтеровирусная инфекция, острые нарушения мозгового кровообращения, абсцесс головного мозга и др.).

Форма организации учебного процесса — практическое занятие.

Значение темы: менингеальный синдром является ведущим в клинике многих инфекционных заболеваний различной этиологии, туберкулезного менингоэнцефалита, субарахноидального кровоизлияния. Менингококковая инфекция занимает одно из основных мест в клинике инфекционных болезней, поздняя диагностика ее генерализованных, молниеносных форм зачастую приводит к гибели больного в первые сутки от начала болезни. Довольно часто многие вирусные инфекции протекают с явлениями менингита – энтеровирусная инфекция , паротитная инфекция, клещевой энцефалит и др., требующие быстрого уточнения этиологии заболевания. Своевременно проведенная диагностика и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с менингеальным синдромом позволит врачу общей практики выбрать правильную тактику в отношении данных пациентов.

Цель занятия: на основании знаний клиники, лабораторной диагностики, лечения заболеваний с менингеальным синдромом, уметь проводить раннюю и дифференциальную диагностику этих заболеваний, составлять план обследования и лечения.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. Лабораторные тесты.

Самостоятельная работа студентов.

А) студент должен знать:

  1. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение менингококковой инфекции.
  2. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение клещевого энцефалита.
  3. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение Лайм-боррелиоза.
  4. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение энтеровирусной инфекции.
  5. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение паротитной инфекции.
  6. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение герпесвирусной инфекции.
  7. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение туберкулезного менингита.
  8. Клинико – лабораторные проявления субарахноидального кровоизлияния.

Б) студент должен уметь:

На основание знаний клиники, лабораторной диагностики, эпидемиологического анамнеза уметь проводить дифференциальную диагностику заболеваний с менингеальным синдромом, составлять план обследования и лечения.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Клинические симптомы, составляющие менингеальный синдром.
  2. Перечислить заболевания, протекающие с менингеальным синдромом.
  3. Показания к проведению люмбальной пункции.
  4. Каким исследованиям подвергается ликвор?
  5. Какие группы менингитов можно выделить по клеточному составу ликвора.
  6. Какие изменения ликвора определяют гнойный характер менингита?
  7. Менингиты какой этиологии относятся к гнойным?
  8. Клинико – эпидемиологическая характеристика менингококкового менингита.
  9. Лабораторная диагностика менингококкового менингита.
  10. Лечение генерализованных форм менингококковой инфекции.
  11. Характеристика вторичных гнойных менингитов, их диагностика.
  12. Какие изменения ликвора определяют серозный характер менингита?
  13. Менингиты какой этиологии относятся к серозным?
  14. Клинико – эпидемиологическая характеристика энтеровирусной инфекции.
  15. Клинико–эпидемиологическая характеристика паротитной инфекции.
  16. Клинико–эпидемиологическая характеристика других вирусных инфекций (краснуха, герпетическая инфекция).
  17. Клинико–эпидемиологическая характеристика клещевого энцефалита, лабораторная диагностика, лечение.
  18. Клинико–эпидемиологическая характеристика Лайм–боррелиоза, лабораторная диагностика, лечение.
  19. Клинико-диагностические критерии туберкулезного менингита.
  20. Клиника субарахноидального кровоизлияния.
  21. Что такое менингизм?
  22. План обследования больного с менингеальным синдромом.

Занятие № 5. Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом поражения ротоглотки (ангины, дифтерия, инфекционный мононуклеоз, скарлатина, туляремия).

Форма организации учебного процесса — практическое занятие.

Значение темы: заболевания протекающие с поражением зева, в повседневной врачебной практике встречаются достаточно часто. Большое значение имеет своевременная дифференциальн6ая диагностика этих заболеваний. Особенно важно исключение, либо подтверждение дифтерии, заболевания, которое требует проведения неотложных лечебных ( введение антитоксической сыворотки) и противоэпидемических мероприятий. Врачу общей практики знание данной темы позволит провести дифференциальную диагностику на догоспитальном этапе, определить показания к госпитализации, назначить необходимые лабораторные обследования пациента, оставленного на дому.

Цель занятия: на основании знаний клиники, лабораторной диагностики, лечения заболеваний, протекающих с поражением зева, уметь проводить дифференциальную диагностику, составлять план обследования и лечения.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. лабораторные тесты.

Самостоятельная работа студентов.

А) студент должен знать:

  1. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение, профилактика ангины.
  2. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение, профилактика скарлатины.
  3. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение, профилактика инфекционного мононуклеоза.
  4. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение, профилактика туляремии.
  5. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение, профилактика дифтерии.
  6. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение, профилактика псевдотуберкулеза.
  7. Клиника, лабораторная диагностика, лечение кандидозного поражения зева.
  8. Клиника, диагностика лимфогранулематоза.
  9. Клиника, диагностика агранулоцитоза.

Б) студент должен уметь:

На основание знаний клиники, диагностики, лечения заболеваний с поражением ротоглотки, уметь заподозрить заболевание на ранних стадиях, провести дифференциальную диагностику, составить план обследования и лечения пациентов с ведущим синдромом поражение зева.

Вопросы для самоподготовки:

1. Перечислить заболевания, протекающие с поражением ротоглотки.

2. Классификация дифтерии.

3. Клиника локализованной формы дифтерии ротоглотки.

4. Клиника токсической формы дифтерии ротоглотки, критерии тяжести.

5. Клиника дифтерии гортани.

6. Осложнения дифтерии.

7. Дифференциальная диагностика дифтерии.

8. Лабораторная диагностика дифтерии.

9. Принципы лечения дифтерии.

10. Классификация ангин.

11. Клиника ангин.

12. Скарлатина, основные клинические синдромы.

13. Инфекционный мононуклеоз, основные синдромы.

14. Лабораторная диагностика инфекционного мононуклеоза.

15. Классификация туляремии.

16. Клиника ангинозно-бубонной формы туляремии.

17. Поражение зева при лимфогранулематозе, агранулоцитозе.

Занятие № 6. Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с экзантемами (корь, краснуха, псевдотуберкулез, тифо-паратифозные инфекции, сыпной тиф, ветряная оспа, аллергические дерматиты).

Форма организации учебного процесса — практическое занятие

Значение темы: болезни протекающие с экзантемами в повседневной врачебной практике встречаются достаточно часто. Большое значение имеет ранняя диагностика этих заболеваний, своевременное лечение, изоляция и другие противоэпидемические мероприятия. Учитывая закономерно тяжелое течение детских инфекций у взрослых, их ранняя диагностика способствует снижению количества осложнений, благоприятному исходу заболеваний.

Учитывая рост миграции населения, развитие зарубежного туризма, не исключен завоз на территорию округа различных инфекционных заболеваний, ранняя диагностика которых позволяет провести своевременные лечебные и противоэпидемические мероприятия.

Цель занятия: на основании знаний клиники, лабораторной диагностики, лечения заболеваний, пртекающих с экзантемами, уметь проводить раннюю и дифференциальную диагностику, составлять план обследования и лечения.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. Лабораторные тесты.

Самостоятельная работа студентов.

А) студент должен знать:

  1. Клинико-эпидемиологическая характеристика детских инфекций (корь, краснуха, скарлатина, ветряная оспа).
  2. Характеристика экзантемы при тифо-паратифозных инфекциях, сыпном тифе, псевдотуберкулезе.
  3. Клинико-лабораторные критерии инфекционного мононуклеоза.
  4. Клиника лекарственной болезни.

Б) студент должен уметь:

На основание знаний клиники, лабораторной диагностики, эпидемиологического анамнеза, уметь проводить дифференциальную диагностику заболеваний с экзантемами, составлять план обследования и лечения пациента с экзантемой.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Перечислить заболевания, протекающие с экзантемами.
  2. Охарактеризовать экзантему и энантену при кори.
  3. Перечислить синдромы, имеющие место в клинике краснухи.
  4. Какой синдром является патогномоничным для краснухи.
  5. Охарактеризовать экзантему при краснухе.
  6. Какие синдромы имеют место в клинике скарлатины.
  7. Охарактеризовать скарлатинозную экзантему.
  8. Осложнения скарлатины.
  9. Охарактеризовать экзантему при ветряной оспе.
  10. Какие симптомы имеют место в клинике инфекционного мононуклеоза.
  11. Назвать опорно-диагностические признаки инфекционного мононуклеоза , охарактеризовать экзантему.
  12. Какие симптомы имеют место в клинике псевдотуберкулеза.
  13. Охарактеризовать экзантему при псевдотуберкулезе.
  14. Охарактеризовать экзантему при тифо-паратифозных инфекциях.
  15. Охарактеризовать экзантему при сыпном тифе.
  16. Охарактеризовать экзантему при лекарственной болезни.

Занятие № 7. Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней.

Форма организации учебного процесса — практическое занятие.

Значение темы: неотложные состояния в клинике инфекционных заболеваний занимают важный раздел. Такие заболевания, как генерализованные формы менингококковой инфекции, тяжелые формы гриппа, могут протекать с ИТШ, ДВС – синдромом, отеком и набуханием головного мозга. Фулминантные формы вирусных гепатитов могут протекать с ОПЭ, ДВС – синдромом. Тяжелые формы холеры протекают с гиповолемическим шоком. Своевременная и адекватная медицинская помощь на догоспитальном этапе при этих состояниях имеет подчас решающее значение в исходе этих заболеваний.

Цель занятия: на основании знаний клиники, лабораторной диагностики, лечения неотложных состояний в клинике инфекционных болезней, уметь своевременно диагностировать эти состояния, оказать адекватную терапию на догоспитальном этапе.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. лабораторные тесты.

Самостоятельная работа студентов, перечень обязательных знаний:

а) студент должен знать:

  1. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение – инфекционного токсического шока.
  2. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение – гиповолемического шока.
  3. Этиология, патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение – ОПЭ.
  4. Этиология, патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение ДВС-синдрома.
  5. Этиология, патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение – отека-набухания головного мозга.
  6. Этиология, патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение ОПН.
  7. Этиология, патогенез, клиника, лабораторная диагностика, лечение острой дыхательной недостаточности.

б) студент должен уметь:

На основание знаний клиники, диагностики, лечения неотложных состояний в клинике инфекционных болезней уметь своевременно распознать данные состояния и провести адекватную терапию на догоспитальном этапе.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Перечислить неотложные состояния, которые могут иметь место в клинике инфекционных болезней.
  2. Этиология ИТШ.
  3. Патогенез ИТШ.
  4. Клиника ИТШ.
  5. Лечение ИТШ, медицинская помощь на догоспитальном этапе.
  6. Этиология гиповолемического шока.
  7. Патогенез гиповолемический шока.
  8. Клиника гиповолемический шока.
  9. Лечение гиповолемического шока, медицинская помощь на догоспитальном этапе.
  10. Этиология ДВС-синдрома.
  11. Патогенез ДВС-синдрома.
  12. Клиника ДВС-синдрома.
  13. Лечение ДВС-синдрома, медицинская помощь на догоспитальном этапе.
  14. Причины ОПЭ.
  15. Патогенез ОПЭ.
  16. Клинические проявления ОПЭ.
  17. Лечение ОПЭ.
  18. Неотложная помощь на догоспитальном этапе при ОПЭ.
  19. Этиология отека-набухания головного мозга.
  20. Патогенез отека-набухания головного мозга.
  21. Клиника отека-набухания головного мозга.
  22. Лечение — отека и набухания головного мозга, неотложная помощь на догоспитальном этапе.
  23. Этиология ОПН.
  24. Патогене ОПН в клинике инфекционных болезней..
  25. Клиника ОПН.
  26. Неотложная помощь на догоспитальном этапе.
  27. Этиология, эпидемиология, клиника, лабораторная диагностика, лечение – стеноза гортани.
  28. Этиология, патогенез острой дыхательной недостаточности.
  29. Клиника острой дыхательной недостаточности.
  30. Лечение – острой дыхательной недостаточности, неотложная помощь на догоспитальном этапе.

Ситуационные задачи.

№ 1.

Больной С. 25 лет,студент. Болен 10-й день. Заболевание началось с повышения температуры, головных болей, слабости, бессонницы. При осмотре: состояние тяжелое, температура 40,4 *С. Уровень сознания – сопор. Лицо бледное, амимично. На коже живота обнаружены элементы сыпи, исчезающие при надавливании. Пульс 100 в мин. Тоны сердца глухие. АД 60/20 мм. рт. ст. Над легкими с обеих сторон прослушиваются рассеянные сухие хрипы. ЧДД 22 в мин. Язык обложен коричневым налетом, утолщен, кончик розовый. Живот вздут, безболезненный. Печень выступает на 2,5 см из-под края реберной дуги. Пальпируется край селезенки. Стула не было в течение 4 суток.

Из эпиданамнеза выяснено,что больной с друзьями две недели назад выезжал

на рыбалку, купался, мыл овощи и посуду водой из речки.

Вы фельдшер ФАПа

  1. Какое неотложное состояние имеется у больного?
  2. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  3. Составьте план интенсивной терапии на догоспитальном этапе.

№ 2.

Больная ( студентка, 21 год), в прошлом ничем не болела. Накануне чувствовала себя удовлетворительно, в день заболевания была на занятиях. Первыми клиническими симптомами были озноб, головная боль, повышение температуры до 40*С, беспокойство, рвота, боли в костях и суставах. Ночь провела очень беспокойно, металась, жадно пила воду, жаловалась на боли во всем теле, особенно в ногах. К утру появилось возбуждение, спутанность сознания. Окружающими замечена сыпь, вызвана скорая помощь. Объективно: Т – 36,0*С, сознание спутанное. Ногти синие, крупные синие пятна на туловище и лице. На их фоне обильная звездчатая сыпь в виде крупных кровоизлияний, конечности холодные. Пульс не прощупывается, АД не определяется. Ригидности затылочных мышц нет.

Вы фельдшер ССМП.

  1. Какое неотложное состояние имеется у больной?
  2. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  3. Составьте план интенсивной терапии на догоспитальном этапе.
  4. Определите тактику в отношении этой больной.

№ 3.

Больная К. 24 лет, заболела остро. Со слов соседей пришла с работы около 6 часов назад, жаловалась на очень сильную головную боль, озноб, жажду, была неоднократная рвота. Объективно: Т – 40,2*С, без сознания, лицо цианотично, на спине и бедрах крупная звездчатая сыпь, выступающая над поверхностью кожи багрового цвета. Пульс 130 в мин. слабого наполнения и напряжения. ЧДД – 40 в мин. АД – 80/40 мм. рт. ст. Живот мягкий. Выражена ригидность мышц затылка, положительные симптомы Кернига и Брудзинского.

Вы фельдшер ССМП.

  1. Какое неотложное состояние имеется у больного?
  2. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  3. Составьте план интенсивной терапии на догоспитальном этапе.
  4. Определите тактику в отношении больного.

№ 4.

В приемный покой районной больницы доставлена больная С. 43 лет. Жалобы на многократную рвоту, частый жидкий стул, резкую слабость. Из анамнеза выяснено, что заболела остро с повышения т-ры до 39,0, ломоты в мышцах, суставах, головной боли. Через несколько часов появились боли в животе, тошнота, рвота, жидкий стул без счета обильный, водянистый. Из эпиданамнеза известно, что за сутки до заболевания ела шашлык из куриных окорочков, свежие огурцы, помидоры. Об-но: состояние тяжелое. Вялая, с трудом отвечает на вопросы. Голос хриплый, Т – 37,6* С, кожные покровы бледные, сухие. Сердце – тоны глухие, ЧСС -124 в мин., АД – 70/40 мм рт ст. Язык сухой, обложен грязно-коричневым налетом. Живот мягкий, урчание петель тонкого кишечника, болезнен в эпигастрии, правой подвздошной области. Стул при осмотре водянистый, цвета болотной тины. За последние 8 часов не мочилась.

Вы фельдшер приемного покоя районной больницы.

  1. Какое неотложное состояние имеется у больной?
  2. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  3. Составьте план интенсивной терапии на догоспитальном этапе.
  4. Определите тактику в отношении больной.

№ 5.

Дежурный терапевт приемного отделения многопрофильной больницы принимает больного 36 лет, доставленного скорой помощью с диагнозом: пневмония, алкогольный делирий. Болен 2-й день, высоко лихорадит (40-41 °С), головная боль, рвота, боль в груди, кашель, в мокроте прожилки крови. Объективно: больной возбужден, неадекватен, периодически психомоторное возбуждение. Лицо гиперемировано, склеры и конъюнктивы инъецированы. Язык сухой, покрыт белым налетом. Одышка до 38 в минуту. В легких жесткое дыхание, сухие хрипы. Тоны сердца глухие, тахикардия. АД — 80/50 мм.рт.ст. пульс 130 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стула не было. Мочится редко, скудно. Менингеальной симптоматики нет. Со слов жены, 3 дня назад вернулся из экспедиции по Алтайскому краю. Один из геологов перед отъездом внезапно умер в местной больнице.

  1. Какое неотложное состояние имеется у больного?
  2. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  3. Составьте план интенсивной терапии на догоспитальном этапе.
  4. Определите тактику в отношении больного.

№ 6.

Больная Д. 22 лет, обратилась к фельдшеру с жалобами на резкую слабость, боли в правом подреберье, тошноту, неукротимую рвоту, отсутствие аппетита, потемнение мочи, обесцвечивание кала. Сегодня заметила пожелтение кожи. Больна 2-3 недели, отмечала ломоту в суставах, слабость. Объективно: состояние тяжелое, сонлива, заторможена.

На вопросы отвечает с трудом, путается в датах, событиях. Посчитать от 10 до 0 не может. Выраженная иктеричность кожных покровов и видимых слизистых. Тремор кистей, век, языка. Сердце – тоны приглушены, ритм правильный, ЧСС – 110 в мин., АД – 100/60 мм рт ст. Печень не увеличена , при пальпации края мягкий, болезненный. Два месяца назад у больной были гемотрансфузии по поводу кровопотери в родах. Вы фельдшер, работающий на ФАПе.

  1. Какое неотложное состояние имеется у больной?
  2. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  3. Составьте план интенсивной терапии на догоспитальном этапе.
  4. Определите тактику в отношении больной.

№ 7.

Больной 22 лет, военнослужащий. Обратился в санчасть в связи с повышением температуры, ознобом, болью в горле. Госпитализирован через 10 часов от начала болезни в ЛОР-отделение госпиталя с диагнозом «перитонзиллярный абсцесс». При попытке вскрыть абсцесс выделения гноя не было отмечено. Через сутки от начала болезни появилось шумное дыхание с затрудненным вдохом. Состояние оценено как тяжелое. Бледен, цианоз губ, температура 37,8°С, положение в постели вынужденное — сидит с запрокинутой головой. Голос сиплый, кашля нет. Отек подкожной клетчатки шеи до ключиц. Слизистая переднего отдела ротоглотки резко отечна, ярко гиперимирована. Миндалины смыкаются по средней линии. Вся поверхность миндалин, небных дужек, мягкого неба и язычка покрыта сплошным, блестящим, плотным налетом грязно-серого цвета. ЧД — 28 в минуту. Пульс — 100 в минуту, ритмичный. АД — 90/60 мм.рт.ст.

  1. Какое неотложное состояние имеется у больного?
  2. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  3. Составьте план интенсивной терапии на догоспитальном этапе.
  4. Определите тактику в отношении больного

№ 8.

Больной Т., 41 года, поступил в терапевтическое отделение 7 сентября с диагнозом «острый пиелонефрит». Заболел остро 4 сентября, температура поднялась до 40°С, отмечал озноб, сильную головную боль, боли в пояснице и животе, плохой сон, отсутствие аппетита. 11 сентября состояние больного ухудшилось, стал вял, заторможен. При осмотре отмечались: гиперемия лица и плечевого пояса, на боковых поверхностях грудной клетки, на спине — скудная, линейная петехиальная сыпь; в местах инъекций обширные кровоподтеки; кровоизлияние в конъюнктиву правого глаза. В легких везикулярное дыхание. Пульс — 88 в минуту, ритмичный. АД — 120/90 мм.рт.ст. Тоны сердца глухие Живот мягкий, болезненный в эпигастрии и правой половине живота. Поколачивание по пояснице резко болезненно с обеих сторон. Менингеальных симптомов нет. За сутки выпил 2200 мл жидкости, выделил 150 мл мочи. Эпидемиологический анамнез: в течение последнего месяца находился в Башкирии, неоднократно выезжал на природу.

  1. Какое неотложное состояние имеется у больного?
  2. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  3. Составьте план интенсивной терапии на догоспитальном этапе.
  4. Определите тактику в отношении больного.

№ 9.

К больному 40 лет вызвана скорая помощь в связи с резким ухудшением состояния. Заболевание началось 5 дней тому назад с познабливания, головной боли. Быстро повысилась температура до 39°С, дважды была рвота. По совету знакомого врача, предположившего грипп, принимал ремантадин, после чего на следующий день температура снизилась до 37,5°С, но к вечеру вновь повысилась до 40,5°С, при этом чувствовал сильную головную боль, тошноту, слабость. В течение следующих дней температура оставалась повышенной, повторялась рвота, были неприятные ощущения в эпигастральной области. Сегодня при высокой температуре появился бред. При осмотре: состояние тяжелое. Бледен, лежит с полузакрытыми глазами, на вопросы отвечает односложно. Зрачки узкие, пульс -106 в минуту. АД — 90/60 мм.рт.ст. Печень и селезенка увеличена, живот мягкий. Не резко выражен симптом Кернига. Эпидемиологический анамнез: вернулся из Бенина (Африка), где работал в течение года. С целью профилактики принимал нивахин, после возвращения препарат принимать перестал.

  1. Оцените состояние сознания.
  2. Какое неотложное состояние имеется у больного?
  3. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  4. Составьте план интенсивной терапии на догоспитальном этапе.
  5. Определите тактику в отношении больного.
  6. О каком заболевании идет речь?

№ 10.

К больной 17 лет вызван фельдшер скорой помощи. Заболела остро, 2 дня назад. Появился озноб, температура 39,8°С, головная боль, суставные и мышечные боли, насморк, кашель, вначале сухой, затем с выделением слизистой мокроты, боли в груди. На следующий день появилась резкая одышка, переходящая в удушье, усилился кашель, мокрота приобрела розовый цвет, нарастала слабость. Накануне навещала подругу, больную гриппом. Объективно: состояние тяжелое. Беспокойна, сидит в постели, кожа лица гиперемирована, цианоз губ, инъекция сосудов склер, яркая гиперемия слизистой глотки с единичными геморрагиями и зернистостью. Одышка до 48 в минуту. Мокрота пенистая, кровянистая. Дыхание шумное, клокочущее. В легких над всей поверхностью выслушиваются разнокалиберные влажные хрипы в большом количестве. Пульс — 120 в минуту. АД — 90/50 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезнен. Диурез снижен.

Вы фельдшер скорой помощи.

  1. Какое неотложное состояние имеется у больной?
  2. Тактика врача на догоспитальном этапе.

Занятие № 8. Клинико-эпидемиологические особенности карантинных инфекций.

Форма организации учебного процесса — практическое занятие

Значение темы: актуальность темы связана с тем, что карантинным инфекциям свойственно быстрое распространение с развитием эпидемий, тяжелое течение болезни, высокий процент летальности. На территории ХМАО ООИ не регистрируются, но, учитывая наличие природных очагов чумы на территории России и граничащем с ней Казахстане, Армении, встреча с этой инфекцией не исключается.

Не смотря на то, что природные очаги желтой лихорадки встречаются на территории Африки, Южной Америки, с развитием туризма не исключена встреча с этой инфекцией.

Цель занятия: на основании знаний клиники, эпиданамнеза уметь заподозрить

карантинные инфекции . Большое значение имеет ранняя диагностика этих заболеваний, изоляция и другие противоэпидемические мероприятия.

Учитывая рост миграции населения, развитие зарубежного туризма, не исключен завоз на территорию округа различных инфекционных заболеваний, ранняя диагностика которых позволяет провести своевременные лечебные и противоэпидемические мероприятия.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. Лабораторные тесты.

Самостоятельная работа студентов, перечень обязательных знаний:

а) студент должен знать:

  1. Этиология чумы.
  2. Эпидемиология чумы.
  3. Патогенез и патологическая анатомия чумы.
  4. Классификация чумы.
  5. Клиника различных форм чумы.
  6. Лабораторная диагностика чумы.
  7. Принципы лечения чумы.
  8. Этиология, эпидемиология геморрагических лихорадок.
  9. Патогенез геморрагических лихорадок.
  10. Клиника геморрагических лихорадок.
  11. Лабораторная диагностика геморрагических лихорадок.
  12. Принципы лечения геморрагических лихорадок.
  13. Звенья эпидпроцесса при геморрагических лихорадках.
  14. Клиника желтой лихорадки.
  15. Лабораторная диагностика и лечение желтой лихорадки
  16. Тактика фельдшера при подозрении на ООИ.

Б) студент должен уметь:

1. Своевременно заподозрить ООИ.

2. Провести лечебные, диагностические, противоэпидемические мероприятия в очаге.

3. Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге ООИ.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Звенья эпидпроцесса при чуме.
  2. Классификация чумы.
  3. Клинические проявления синдрома интоксикации при чуме.
  4. Синдром поражения нервной системы при чуме, его характеристика.
  5. Клиника различных клинических форм чумы.
  6. Дифференциальная диагностика чумы.
  7. Лабораторная диагностика чумы.
  8. Принципы лечения чумы.
  9. Профилактика чумы.
  10. Клиника желтой лихорадки.
  11. Лабораторная диагностика и лечение желтой лихорадки
  12. Этиология холеры.
  13. Вопросы эпидемиологии холеры.
  14. Патогенез развития обезвоживания при холере.
  15. Особенности холеры Эль – Тор.
  16. Клиника холеры с учетом степени дегидратации.
  17. Лабораторная диагностика.
  18. Принципы лечения холеры.
  19. Тактика фельдшера при подозрении на ООИ.
  20. Профилактика холеры.
  21. Тактика врача при подозрении на ООИ.

Ситуационные задачи.

№ 1.

Больной Б. 34 лет, ботаник. При поступлении в стационар предъявлял жалобы на резкую боль, озноб, головную боль, боли в области правого тазобедренного сустава. Объективно: Т – 39,3*С, в правой области пальпируется конгломерат резко болезненных, спаянных с окружающими тканями лимфатических узлов. Кожа над ними гиперемирована. Тоны сердца глухие, тахикардия – 120 в мин. АД – 100/70 мм рт ст. Над легкими дыхание жесткое, ЧДД – 24 в мин. Печень выступает из-под реберной дуги на 2 см., селезенка на 1 см. Два дня назад больной возвратился из Алтайского края, где был в экспедиции.

Вы фельдшер ФАПа:

  1. Обоснуйте предварительный диагноз.
  2. Проведите дифференциальную диагностику.
  3. Составьте план обследования и лечения.
  4. Тактика фельдшера при подозрении на ООИ.

№ 2.

Дежурный терапевт приемного отделения многопрофильной больницы принимает больного 36 лет, доставленного скорой помощью с диагнозом: пневмония, алкогольный делирий. Болен 2-й день, высоко лихорадит (40-41 °С), головная боль, рвота, боль в груди, кашель, в мокроте прожилки крови. Объективно: больной возбужден, неадекватен, периодически психомоторное возбуждение. Лицо гиперемировано, склеры и конъюнктивы инъецированы. Язык сухой, покрыт белым налетом. Одышка до 38 в минуту. В легких жесткое дыхание, сухие хрипы. Тоны сердца глухие, тахикардия. АД — 80/50 мм.рт.ст. пульс 130 в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стула не было. Мочится редко, скудно. Менингеальной симптоматики нет. Со слов жены, 3 дня назад вернулся из экспедиции по Алтайскому краю. Один из геологов перед отъездом внезапно умер в местной больнице.

  1. О каком заболевании следует думать в первую очередь?
  2. Имеются ли признаки пневмонии?
  3. Тактика фельдшера.
  4. Необходимая лечебная помощь.

№ 3.

Больной А., 32 лет, заболел, возвращаясь из командировки в Уганду (Центральная Африка), где он находился в течение 2-х недель, по роду работы выходил в джунгли. При посадке в самолете почувствовал себя плохо: появился озноб, головная боль, боли в мышцах спины, нижних конечностях, поясницы. Во время перелета самочувствие продолжало ухудшаться: появилась тошнота, несколько раз была рвота, беспокоила жажда, светобоязнь, моча приобрела красноватый оттенок. При осмотре: состояние тяжелое, температура — 40 С°, больной беспокоен стонет, пытается встать, обращенную к нему речь понимает плохо, на вопросы не отвечает, но команды выполняет. Лицо и шея ярко гиперемированы, глаза «налиты кровью», блестят В момент осмотра — носовое кровотечение. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧД- -20 в минуту. Тоны сердца глухие, ритмичные. Пульс — 136 в минуту. АД — 100/60 мм.рт.ст. Слизистая оболочка полости рта и языка ярко гиперемированы, отечны. Живот мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под реберной дуги на 3 см, селезенку пальпировать не удалось. Сомнительные ригидность мышц затылка и симптом Кернига.

1. О каких наиболее вероятных заболеваниях следует думать?

2. Какова должна быть тактика фельдшера медицинского пункта?

№4

Больная 52 лет, заболела остро 9.08 в 05 часов. Появились жидкий стул, затем частая рвота. С каждым актом дефекации и рвотой нарастала слабость, трижды было обморочное состояние. Доставлена в больницу 10.08 в 22.25 ч., в крайне тяжелом состоянии Т – 35* С, черты лица заострены, глаза запавшие с «темными очками», резко снижен тургор кожи — «руки прачки». Кожные покровы покрыты холодным, липким потом, слизистые оболочки рта сухие. Афония, цианоз губ, конечностей, периодически повторяющиеся болезненные частые судороги в конечностях. Одышка до – 30 дыханий в мин. АД не определяется, тоны сердца глухие, живот втянут, безболезненный при пальпации, анурия. Рвоты, стула нет. Заболевание ни с чем связать не может. Вес до болезни 70 кг, в приемном покое – 61 кг.

Вы фельдшер приемного покоя районной больницы.

  1. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  2. Определите тактику в отношении больного.
  3. Составьте план реанимационных мероприятий.
  4. Какими лабораторными исследованиями необходимо подтвердить диагноз?

№ 5.

На прием обратился пациент, у которого при прохождении медосмотра для устройства на работу из кала выделена культура вибриона Эль – Тор. Жалоб нет, самочувствие удовлетворительное. При объективном осмотре патологии не выявлено. Две недели назад приехал из Одессы, где отдыхал на лимане.

  1. Ваша тактика.

Занятие № 9. Ранняя и дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с катаральным синдромом.

Форма организации учебного процесса — практическое занятие

Значение темы: актуальность данной темы определяется повсеместным распространением гриппа и ОРЗ, высокими показателями заболеваемости.

Грипп особенно опасен для детей, лиц с иммунодефицитом, пожилых людей с тяжелой сопутствующей патологией. У этой категории лиц грипп протекает наиболее тяжело, с тяжелыми осложнениями.

Врачу общей практики знание данной темы позволяет своевременно выявить эту патологию, провести лечение и противоэпидемические мероприятия.

Цель занятия: на основание знаний клиники, диагностики, лечения гриппа и ОРЗ уметь обосновать предварительный диагноз, составить план обследования и лечения при этих инфекциях, провести противоэпидемические, профилактические мероприятия.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. Лабораторные тесты.
  3. Учебные истории болезни

Самостоятельная работа студентов, перечень обязательных знаний:

а) студент должен знать:

1. Этиология гриппа и ОРЗ.

2. Звенья эпидпроцесса при гриппе и ОРЗ.

3. Клинические синдромы гриппа.

4. Клинические синдромы парагриппа.

5. Клинические синдромы аденовирусной инфекции.

6. Клинические проявления риновирусной, респираторно – синцитиальной

инфекции.

7. Лабораторная диагностика гриппа и ОРЗ.

8. Принципы лечения гриппа и ОРЗ.

9. Профилактика гриппа и ОРЗ.

б) студент должен уметь:

  1. Своевременно заподозрить грипп и ОРЗ.
  2. Составить план обследования и лечения пациентов с предварительным диагнозом гриппа и ОРЗ.
  3. Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге гриппа и ОРЗ.

Вопросы для самоподготовки.

  1. К какой группе инфекционных заболеваний по классификации Громашевского относят грипп и ОРЗ.
  2. Чем обусловлена изменчивость вируса гриппа.
  3. Патогенез гриппа.
  4. Клинические синдромы гриппа, какой является ведущим.
  5. Охарактеризовать синдром интоксикации при гриппе.
  6. Охарактеризовать катаральный синдром.
  7. Критерии тяжести гриппа.
  8. Чем проявляется геморрагический синдром.
  9. Дифференциальная диагностика гриппа.
  10. Осложнения гриппа.
  11. Клинические синдромы ОРЗ, какой является ведущим.
  12. Клинические проявления аденовирусной инфекции.
  13. Клинические проявления риновирусной инфекции.
  14. Клинические проявления респираторно-синцитиальной вирусной инфекции.
  15. Клинические проявления парагриппа.
  16. Лабораторная диагностика гриппа и ОРЗ.
  17. Принципы лечения гриппа и ОРЗ.
  18. Чем проводится этиотропная терапия при гриппе.
  19. Чем проводится симптоматическая терапия.
  20. Какие виды профилактики гриппа вы знаете.
  21. Роль специфической профилактики гриппа в снижении заболеваемости.

Ситуационные задачи.

№ 1.

К больной 17 лет вызван фельдшер скорой помощи. Заболела остро, 2 дня назад. Появился озноб, температура 39,8°С, головная боль, суставные и мышечные боли, насморк, кашель, вначале сухой, затем с выделением слизистой мокроты, боли в груди. На следующий день появилась резкая одышка, переходящая в удушье, усилился кашель, мокрота приобрела розовый цвет, нарастала слабость. Накануне навещала подругу, больную гриппом. Объективно: состояние тяжелое. Беспокойна, сидит в постели, кожа лица гиперемирована, цианоз губ, инъекция сосудов склер, яркая гиперемия слизистой глотки с единичными геморрагиями и зернистостью. Одышка до 48 в минуту. Мокрота пенистая, кровянистая. Дыхание шумное, клокочущее. В легких над всей поверхностью выслушиваются разнокалиберные влажные хрипы в большом количестве. Пульс — 120 в минуту. АД — 90/50 мм.рт.ст. Живот мягкий, безболезнен. Диурез снижен.

Вы врач скорой помощи.

  1. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  2. Составьте план реанимационных мероприятий на догоспитальном этапе.

№ 2.

Фельдшера вызвали к больному 32 лет, который предъявляет жалобы на головную боль, боль в глазных яблоках, ломоту в теле, повышение температуры тела до 38,7- 38,9°С, сухой кашель, заложенность носа. Заболел остро, накануне вечером. Имел контакт с больным гриппом. Живет с женой в отдельной квартире. Ранее ничем не болел. Объективно: состояние удовлетворительное. Лицо гиперемировано. Склеры инъецированы. Сыпи нет. Лимфоузлы не увеличены. Миндалины, язычок, дужки набухшие, гиперемированы с небольшим цианотичным оттенком. В легких везикулярное дыхание. Пульс — 88 в минуту, ритмичный. АД — 110/70 мм.рт.ст. Сознание ясное. Менингиальных симптомов нет.

  1. Обоснуйте и сформулируйте предварительный диагноз.
  2. Ваша тактика.
  3. Как организовать стационар на дому, если Вы не госпитализируете больного?

№ 3.

Больная 37 лет, служащая, обратилась к фельдшеру на 5-й день болезни с жалобами на сильную головную боль, повышение температуры, слабость, насморк, заложенность носа, сухой кашель. Заболела 7 декабря после переохлаждения, температура поднялась до 37,8°С. На работе много больных «гриппом». Принимала аспирин, полоскала горло Самочувствие немного улучшилось, но 12 декабря головная боль усилилась, вновь поднялась температура, стало трудно дышать (дышала ртом). При осмотре: состояние средней тяжести, температура 38,2°С, лицо бледной одутловатое, выражен конъюнктивит, слизистая носа набухшая, миндалины увеличены, рыхлые, выражена гиперемия слизистой ротоглотки. Пальпируются подчелюстные, шейные лимфоузлы, мягкие, неболезненны. В легких дыхание везикулярное. Пульс — 80 в минуту. Тоны сердца ясные. Живот мягкий безболезненный. Печень пальпируется на 1-1,5 см ниже края ребер. Дизурических и менингеальных явлений нет.

  1. Сформулируйте диагноз.
  2. О каких еще заболеваниях следует думать в порядке дифференциальной диагностики?
  3. План обследования.
  4. План лечения.

№ 4.

К фельдшеру обратился студент 20 лет, проживающий в общежитии. Болен 2-й день: недомогание, легкое познабливание, слабость, температура 37-37,5°С, заложенность носа, частое чихание, слизисто-водянистые выделения из носа. При осмотре: кожа чистая. Периферические лимфоузлы не увеличены. Слизистая оболочка носа отечна и гиперемирована. Умеренно выражена гиперемия конъюнктив со слезотечением. Голос несколько охрипший. Слизистая ротоглотки и задней стенки глотки гиперемирована, миндалины не увеличены. Внутренние органы без особенностей.

  1. О каком заболевании можно думать?
  2. Какие болезни из группы ОРВИ Вы знаете?
  3. Возможная лабораторная диагностика.
  4. Ваши рекомендации больному по лечению.

Занятие № 10.ВИЧ-инфекция.

Форма организации учебного процесса — практическое занятие.

Значение темы: ВИЧ-инфекция, в терминальной стадии которой развивается смертельный синдром приобретенного иммуннодефицита (СПИД), является одним из опаснейших инфекционных заболеваний человека. Главная опасность ВИЧ-инфекции, определяющая ее социальное значение,- практически неизбежная гибель инфицированных в среднем через 10-11 лет после заражения ВИЧ.

По данным прграммы ВОЗ, к началу 2002 года от ВИЧ-инфекции умерло 16,3 млн. человек. Все это свидетельствует о важности изучения данной темы.

Цель занятия: на основании знания патогенеза, клиники, диагностики ВИЧ-инфекции и оппортунистических инфекций, уметь своевременно заподозрить и провести необходимые лечебные, диагностические и противоэпидемические мероприятия .

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

  1. Ситуационные задачи.
  2. Лабораторные тесты.

Самостоятельная работа студентов.

А) студент должен знать:

1. Этиология ВИЧ-инфекции.

2. Эпидемиология ВИЧ-инфекции.

3. Патогенез ВИЧ-инфекции.

4. Стадии ВИЧ-инфекции.

5. Клинические проявления стадий ВИЧ-инфекции.

6. Оппортунистические заболевания, их клиническая картина.

7. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции.

8. Принципы лечения ВИЧ-инфекции.

Б) студент должен уметь:

1. Определить эпидемиологические и клинические показания к обследованию на ВИЧ-инфекцию.

2. Интерпретировать полученные результаты и лабораторные данные.

3. Своевременно провести комплекс мероприятий при аварийной ситуации на производстве.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Возбудители ВИЧ-инфекции и их свойства.
  2. Звенья эпидпроцесса при ВИЧ-инфекции.
  3. Группы риска по ВИЧ-инфекции.
  4. Патогенез ВИЧ-инфекции.
  5. Стадии ВИЧ-инфекции.
  6. Клинические проявления II стадии ВИЧ-инфекции.
  7. Клинические проявления IV стадии ВИЧ-инфекции.
  8. Оппортунистические заболевания, их клиническая картина.
  9. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции.
  10. Эпидемиологические показания к обследованию на ВИЧ.
  11. Клинические показания к обследованию на ВИЧ.
  12. Лабораторные данные ВИЧ-инфекции.
  13. Принципы лечения ВИЧ-инфекции.
  14. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при ВИЧ-инфекции.
  15. Тактика врача при возникновении аварийной ситуации на производстве.

_____



Источник: cow-leech.ru